Ремонт генератора во многих случаях не требует узкоспециализированного инструмента и может выполняться вручную. Для успешной замены щеток генератора необходимы базовые знания в области электротехники. В общеобразовательных целях перед тем, как приступить к ремонту, рекомендуем ознакомиться с принципом работы автомобильного генератора.
В конструкции генератора используются медные щетки или медный графит для подачи напряжения на пластины коллектора. Следовательно, сила электромагнитной индукции, возникающая при протекании тока через обмотку якоря, зависит от качества контакта между щетками и пластинами коллектора.
Поскольку якорь во время работы постоянно вращается, происходит истирание и длина щеток уменьшается (сами пластины изнашиваются в гораздо меньшей степени). Для компенсации износа в щеткодержателе предусмотрены пружины, которые прижимают щетки к пластинам коллектора. Но когда износ становится критическим, прочности пружин не хватает для хорошего контакта, что приводит к падению тока, протекающего в цепи.
Такая неисправность приводит только к одному следствию - падению зарядного напряжения генератора. На исправном автомобиле генератор должен выдавать не менее 14 вольт, но узнать о критическом износе щеток можно только после того, как загорится лампочка критического уровня заряда аккумулятора на панели приборов. Это говорит о том, что бортовая сеть автомобиля питается от аккумулятора, а не от генератора. Косвенным признаком износа может быть затрудненный запуск двигателя после остановки. Ситуация типична для сезона морозов, когда саморазряд аккумулятора увеличивается. Изношенные щетки генератора снизят уровень заряда. Холодные запуски двигателя, частые поездки на короткие расстояния с большим количеством включенных потребителей (печка, фары, дворники, подогрев зеркал и т.д.) приводят к тому, что генератор с изношенными щетками не успевает зарядить аккумулятор.
Замена без снятия генератора с автомобиля возможна только в том случае, если в моторном отсеке достаточно места для снятия реле регулятора напряжения. Деталь находится за задней крышкой генератора. Осмотрите место установки генератора, чтобы узнать, можно ли использовать гаечные ключи, отвертки для снятия задней крышки и самого реле. Возможно, достаточно будет открутить генератор, чтобы повернуть его в удобное положение, которое пригодится, если для его снятия потребуется разобрать другие агрегаты. Например, на Лада Приоре с кондиционером генератор удобнее разбирать, если снять правую фару.
Будьте готовы к тому, что после сварки щетка вылетит из гнезда под действием пружины.
Держа щетку подальше от края сиденья, приварите гибкую деталь к клеевой подушке. Предварительно контакты следует хорошо промыть и при необходимости удалить лишнюю длину гибкого контакта. После сварки стержни должны двигаться в посадочном валу без заедания.